Главная > Об институте
> История ИсторияИстория нашего Института начинается с Института механики Академии наук СССР, который был организован в мае месяце 1939 года в составе Отделения технических наук. Директорами Института в разные годы были видные советские ученые: академик АН СССР Борис Григорьевич Галеркин, чл.-корр. АН СССР Николай Гурьевич Четаев, чл.-корр. АН СССР Алексей Антонович Ильюшин, профессор А.А. Никольский. Структура Института механики АН СССР включала: отдел теории упругости и пластичности, отдел газовой динамики, лабораторию прочности, отдел аэродинамики, отдел гидродинамики и фильтрации, отдел волновой динамики, отдел теории оболочек, отдел аналитической механики, отдел динамической прочности, отдел кавитации и водной баллистики и отдел термогидродинамики. Институт сыграл значительную роль в развитии механики в СССР. Однако в середине 60-х годов XX века перед механикой стояли фундаментальные проблемы, имеющие важное значение для развития всего точного естествознания в целом и техники. Эти проблемы находились, прежде всего, на стыках механики с физикой, химией и биологией. Институт проблем механики АН СССР был задуман как крупный научный центр, проводящий исследования в областях механики, обладающих значительной актуальностью в достаточно близкой перспективе для науки и техники, но не разрабатываемых или недостаточно разрабатываемых коллективами механиков отраслевых институтов и вузов. Институт должен был стать центром, объединяющим механиков СССР, поддерживающим живые связи с основными учреждениями и коллективами, ведущими исследовательскую работу в области механики. 8 января 1965 г. в соответствии с Постановлением Президиума Академии наук СССР от 04.12.64 № 385 за подписью президента АН СССР М.В. Келдыша с целью обеспечения развития исследований по новым проблемам механики был организован Институт проблем механики АН СССР. Организатором и первым директором института стал выдающийся ученый-механик нашего времени Александр Юльевич Ишлинский, руководивший Институтом до 1989 года. До последних дней своей жизни он оставался его почетным директором. Под его руководством Институт стал крупнейшим научным центром страны в области механики. На Институт проблем механики было возложено выполнение научно-исследовательских работ фундаментального характера в новых областях механики с использованием последних достижений родственных наук: физики, математики, химии. Основные научные направления включали исследования по физической газодинамике (механика горения, взрыва, ударных волн, плазмы, вопросы механического действия лазерных лучей); по механике полимеров (исследование прочности полимеров с учетом их физико-механической структуры и превращений); по химической механике (гидродинамика взвешенных слоев и других многофазных систем, гидродинамика реагирующих систем, механика аномальных жидкостей); по динамике неупругих сред (динамика гетерогенных систем, в частности грунтов, при высоких скоростях деформаций); по управлению механическим движением (задачи об оптимальной стабилизации и коррекции, задачи о встрече движений управляемых систем). В Постановлении АН СССР об организации Института было отмечено, что Институт проблем механики будет размещаться в здании Института механики АН СССР на Ленинградском проспекте, однако в этом же Постановлении уполномоченному Президиума АН СССР Чернопятову К.Н. было поручено подготовить предложения о строительстве в Москве нового здания. Такое здание было построено на Юго-Западе Москвы. В те годы оно хорошо просматривалось с еще мало застроенного проспекта Вернадского. В 1976–1977 г.г. состоялся переезд Института в новое здание. В те годы одним из заместителей директора, курирующего строительство, был Михаил Иванович Якушин, известный ученый экспериментатор и хороший организатор. За время существования Института происходили изменения в тематике и структуре, обусловленные как развитием и возникновением новыx областей механики, так и необходимостью решения насущных практических задач. В 1989 году Институт возглавил академик Д.М. Климов и в течение 15 лет на этом посту Дмитрий Михайлович сохранял традиции Института, заложенные А.Ю. Ишлинским. С 2004 по 2015 год Институт возглавлял академик Ф.Л. Черноусько. В 2008 году Институту было присвоено имя академика А.Ю. Ишлинского, и состоялось открытие мемориальных досок академикам А.Ю. Ишлинскому и С.А. Христиановичу. За многолетнюю историю в Институте сложились крупные научные школы, возглавляемые учеными с мировыми именами. В 2015 году директором Института избран академик С.Т. Суржиков. В настоящее время в научных лабораториях Института выполняются фундаментальные исследования по широкому спектру проблем механики и смежных дисциплин по Программе фундаментальных исследований Государственных академий наук, в рамках Федеральных и целевых программ, по программам международного научного сотрудничества, по договорам с различными организациями в России и за рубежом. В 2018 году директором Института избран доктор физико-математических наук С.Е. Якуш. С момента организации Российского фонда фундаментальных исследований сотрудники Института ежегодно выигрывают 30-40 инициативных грантов, а также других грантов поддержки. Институт имеет связи с родственными учреждениями Академии наук, расположенными в Москве (Институт машиноведения им. А.А. Благонравова, Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша, Математический институт им. В.А. Стеклова), Санкт-Петербурге (Институт проблем машиноведения РАН), с Институтами Сибирского, Уральского и Дальневосточного отделений РАН. Работы Института находят приложение в таких областях, как авиация и ракетная техника, космические исследования, приборостроение, робототехника и мехатроника, геофизика и добыча полезных ископаемых, триботехника, нанотехнологии, биомеханика, астрофизика. Институт осуществляет широкое сотрудничество с ведущими отраслевыми институтами и организациями, выполняет работы по договорам и контрактам с такими институтами, как ЦАГИ, ЦНИИ им. А.Н. Крылова, ЦНИИМаш, Московский институт теплотехники, РКК «Энергия» им. С.П. Королева, ЦНИИ «Электроприбор», Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина, НИИ железнодорожного транспорта, ВНИИГАЗ и многими другими. Директора Института
|